Необычайно богат и разнообразен мир художественного творчества человека, который своё стремление к прекрасному отражал и в материальной деятельности, связанной прежде всего с созданием предметов быта. Особенности жизни народа, местные, национальные условия и традиции определили специфику художественной деятельности человека, выразились в складывании и развитии определенных художественных промыслов. Так появились «гжельская керамика», «вологодские кружева», «жостовский поднос» и т. д.
Народное искусство каждого региона нашей страны, опираясь на местные, художественные традиции, имело свои характерные черты. В каждом районе были свои специфические особенности, традиционные для данной местности.
Носитель местной традиции – народный мастер, со своими ценностями, жизненным укладом. Для понимания региональных особенностей декоративно-прикладного творчества необходимо понимать многовековые традиционные методы обучения и воспитания. Исторически выверенные, эти методы всегда были источником и воспитания, и духовности, и нравственности, гарантом стабильности в обществе.
Народное декоративно-прикладное творчество Курского края является частью народного творчества России. Очень важно знать традиционную культуру своего народа, в том числе и народного декоративно-прикладного творчества, как её части.
Народные художественные традиции Центрального Черноземья имеют историческое развитие, специфические культурно-демографические особенности.
С давних пор в Курском крае существовали различные промыслы:
• кожевенный, сапожный;
• кушачный;
• бондарный;
• экипажный;
• сундучный;
• иконописный;
• гончарный;
• расписной игрушки-свистульки.
Курские гончары, кожевники, сапожники, иконописцы славились мастерством далеко за пределами своей губернии. Большое количество кустарных изделий вывозилось на Украину, в Москву, Нижний Новгород и даже за границу. В Обоянском и Суджанском уездах почти всё население занималось ковровым ткачеством; курские ковры были известны не только в России, но и в странах Западной Европы. Они неоднократно экспонировались на международных выставках.
Богато и разнообразно народное искусство Курской области. Из года в год усиливается интерес к этому массовому, поистине всеобщему творчеству, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить по законам гармонии и красоты свое непосредственное окружение.
Многие произведения народного искусства поражают простотой и лаконичностью, служат великолепными образцами использования обычных, повсеместно распространенных материалов.
Курский край богат талантами. Удивительный пласт художественной культуры представляют промыслы и декоративно-прикладное творчество, являясь воплощением многовековых традиций народного искусства.
Гончарный промысел – один из самых старейших на курской земле. Некоторые сёла получили название как существовавшие промыслом – слобода Гончарная Суджанского уезда. Несколько веков изделия изготавливались в громадных количествах и сбывались на степных и южных рынках. Но уже со второй половины XIX века промысел начать утрачивать своё значение. Истощение глинищ, их запахивание, сокращение лесов и подорожание дров, необходимых для обжига, появление на местных базарах привозных изделий способствовали его упадку. К началу XX века как постоянное занятие ремесло сохранилось в немногих сёлах Курского и Суджанского уездов.
Кроме гончарной посуды, игрушек кустарями изготавливались кафель и кирпич. На частно-владельческих заводах Суджи, Рыльска, Дмитриева выпускалась черепица.
Расцвет курских гончарных промыслов пришелся на конец XVIII – начало XIX века. Курская губерния по мощности их развития занимала в России третье место после Московской с центром в Гжели и Рязанской с центром в Скопине. По архивным данным, на ее территории, включавшей в то время и современную Белгородскую область, насчитывалось 15 населенных пунктов, где мастера работали с глиной.
Для нынешних курян наибольший интерес представляет сохранившийся художественный промысел – кожлянская игрушка.
Ещё в начале ХХ века её делали не менее чем в 120 дворах села Кожля Льговского уезда (всего в селе было 400 дворов). Этим ремеслом больше занимались в межсезонье, когда кончались полевые работы. Мужчины делали кувшины на гончарном круге, а женщины и дети лепили игрушки-свистульки. Обучались этому ремеслу с раннего детства, ремесло передавали по наследству.
Кожлянская игрушка
Ребятам всем подружка.
Путь, чтоб сделать ее – длинный.
Она лепится из глины.
В печь затем ее кладут,
И огнем часами жгут,
Чтоб была прочна, игрива,
И певуча и красива.
Она с виду хороша.
У нее есть и душа –
Курская, раздольная,
Словно, ветер вольная.
В ней звучат все голоса:
Реки, птицы и леса.
С ней не скучно никогда –
С ней играются всегда:
И в избе, и во дворе,
И весной, и в декабре.
Радует она сердца
Девицы и молодца.
Мир сюжетов кожлянской игрушки – конь, корова, собака, кошка, петух, кавалер и барышня, всадники на конях, фантастические животные. Всё это – свистульки – каждая со своим голосом.
Кожлянская игрушка славилась и за пределами Курской губернии. Её скупали купцы и увозили в разные города. Стоила игрушка копейку, меняли её на куриное яйцо.
«Кожлянские свистуны» вывозили в Курск, Льгов, Обоянь, Фатеж. Они пользовались большой популярностью в южных губерниях – говорят, доходили до Персии и Турции.
Игрушка – самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой живой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через игрушку передается социальный и культурный опыт, формируются нравственные и эстетические представления.
В настоящее время в Курской области промысел кожлянской игрушки сохраняется и возрождается.
Жители деревни Кожля говорят, что они делают горшки «зъвику» и никто не помнит, как научились гончарству. Дроняевцы присваивают пальму первенства в этом искусстве себе. О производительности труда горшечников свидетельствует следующий факт: средний горн в 500 горшков обжигается в течение суток.
Исследователи народного быта считают горшок одним из самых ритуальных предметов домашней утвари. В народных поверьях он осмыслялся как живое существо. Покупая горшок, хозяйка старалась определить: является он горшком или «горшицей». Горшки широко использовались в обрядовых действиях. Горшки использовались как обереги. Чтобы уберечь кур и цыплят от ворон и ястребов, в Великий четверг, до восхода солнца, когда особенно сильны колдовские чары, на забор вешали вверх дном старые горшки.
Иконописный промысел возник в XVIII столетии в селе Борисовка Грайворонского уезда при Богородицко-Тихвинском женском монастыре, основанном в 1710 году в память полтавской победы генерал-фельдмаршалом В.П. Шереметьевым, приславшим из Петербурга живописца Игнатьева, а потом и других для иконописных работ в монастырских церквах и для обучения местных жителей. В конце XVIII – начале XIX века Борисовские иконы имели хороший сбыт за пределами губернии. Художник Боровиковский до 1786 года учился в селе Борисовка. Кроме иконописи было развито 40 художественных промыслов: лозоплетение, вышивка, ткачество (на всю Россию славились Борисовские «камчатые» скатерти), расписная керамика, золочение по металлу, кожевенное, кузнечное, столярное дело и др.
Графы Шереметьевы имели в Петербурге хор певчих, в который набирали мальчиков из своих имений, преимущественно из Борисовки. Из этих мальчиков вышли: известный композитор и регент придворной капеллы Ломакин, пианист Игнатьев. Некоторые из этих певчих, теряя голос, по призванию поступали в Академию художеств. Это художники Игнатьев, Гавенко, Хвостенко.
В период процветания промысла преобладали мастера-«красочники», то есть способные в красках изобразить всю икону – в «одежде», с одним или несколькими ликами. «Личкунов», то есть мелких мастеров, которые умели изображать на иконе лицо и руки, было немного, их работа проходила под наблюдением опытного «красочника» и не имела самостоятельного значения.
К концу XIX века губернское и Грайворонское земство предлагали устроить в селе Борисовка особую школу живописи. В этом проекте приняла участие и Академия художеств. Проект школы и программы обучения были разработаны при содействии художника К.А. Трутовского.
Учебная иконописная мастерская была открыта 24 июля 1902 года. В неё принимали детей 10-14 лет, получавших по окончании звание мастера-иконописца. В программу входили преподавание иконописания по лучшим образцам Киевского, Новгородского, Московского, Строгоновского, Византийского стилей. Изучались предметы: рисование, живопись, священная история, Богослужение, церковная археология, церковная иконография.
В 1905 году 28 учеников мастерской исполняли заказы по живописным и иконописным работам и росписи стен храмов. В этом же году в Борисовке числилось около 9000 иконописцев.
С иконным промыслом были связаны киотный, позолотный и иконоотдельческий. Как организованное предприятие иконоотдельческий промысел существовал в Курском Свято-Троицком и Белгородском женских монастырях.
Корзиночный или рогозный промысел основали крестьяне, отправлявшиеся на заработки в южные губернии. Таким образом возник корзиночный промысел в Куриловке Суджанского уезда, сёлах Бочаровка и Гравороть Старооскольского уезда. Производство лозовых и соломенных изделий было в уездном селе Нижнедевицкое. Учебные и кустарные мастерские действовали с городе Суджа, посёлке Фатеж, в некоторых сёлах Курского уезда – деревне Анахино, местечке Моква.
Ткацкий промысел большей частью удовлетворял домашние потребности населения. Им занимались повсеместно. Изготовлялось полотно, холст, рушники, полотенца, скатерти, простое сукно, рукава для рубашек, кушаки, пояса, плахты, ковры, попоны, дорожки.
В 1905 году работало три земских мастерских – две общие в городе Судже и слободе Орлик Старооскольского уезда и ковровая в деревне Косторной Суджанского уезда.
Плетение кружев и вышивание – самые незначительные, по существу, случайные промыслы. Наиболее развиты они были в Щигровском и Фатежском уездах и слободе Белой Суджанского уезда. В 1905 году в Щиграх была устроена и некоторое время работала школа кружевниц.
В заключение надо отметить, что культуры не должны быть изолированы друг от друга, они должны взаимодействовать, взаимообогащаться. Но нельзя допускать, чтобы культура, пусть даже отдельно взятого региона, области, края растворилась, исчезла, потеряла свою самобытность.
Русская культура и искусство будут жить, пока будет жив русский народ.
Наша земля не раз подвергалась нападениям и чтобы защищать ее границы, наши воины, наши отважные солдаты, не жалея своих сил, защищали грудью и ценой собственной жизни свою Родину, нашу с вами землю.
Те, кто с доблестью и отвагой защищал нашу страну, достойны того, чтобы их подвиги воспринимались как легенды. Их имена надопомнить всегда. И всегда помнить о тех, кто отдал жизнь за свою Родину.
Часто говоря о защитниках Родины, вспоминаются нам те, кто воевал в Великой Отечественной войне. Те, кто руководствовался единой целью и стремлением победить.
24 октября учащиеся 8Г класса приняли участие в конкурсе экскурсоводов «Хранители памяти» в рамках реализации городской воспитательной программы «Школа музейных наук».
Это Фанина Ольга, Марченко София, Митюшкина Мария, Панова Елизавета, Дмитракова Анастасия, Звягина Анна.
Организатором конкурса является МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска».
Девочки рассказали о подвиге юного героя – Стасика Меркулова, ученике нашей школы №6 и его отце –Филиппе Григорьевиче, который был командиром пулеметного отделения 6-й роты Ленинского полка народного ополчения. Они погибли как настоящие герои, защищая наш город от наступавших фашистских полчищ 2-го ноября 1941 года.
Их общая могила под номером 198 находитсяна Мемориале Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 года.
Наша команда в конкурсе заняла второе место и была награждена Грамотой, а все участники получили сертификаты.
Руководитель музея – Колесникова Елена Васильевна